Фискал. Фискалы Создание фискалов при петре 1

был издан Указ «О должности фискалов», в котором были определены полномочия фискалов, процессуальные средства их деятельности.

Петром I впервые в России был создан орган, специально предназначенный для контроля и надзора за соблюдением законов. В его обязанности входило тайно следить за неправильным судопроизводством и осуществлять надзор за соблюдением законов. Позже институт фискалов был преобразован в прокуратуру.

22 февраля (5 марта) 1711 г. Петром I был издан Указ об учреждении Сената . Указами от 2 (13) и 5 (16) марта 1711 г. в Российской империи с целью осуществления тайного надзора за исполнением распоряжений главы государства был учрежден фискалитет, а в 1713 г. введена должность генерал-фискала.

На основании указа от 17 (28) марта 1714 г. в каждой губернии государства была учреждена территориальная фискальная служба, в которой состояло четыре человека, в том числе провинциал-фискал, наблюдавший за деятельностью городовых фискалов и один раз в год проводивший ревизию. В духовном ведомстве во главе организации фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях - провинциал-фискалы, в монастырях - инквизиторы. Со временем предполагалось ввести фискальство во всех ведомствах.

К фискалам предъявлялось высокие профессиональные требования. В их обязанность входило тайно проведывать, доносить и обличать все злоупотребления как низших, так и высших чиновников; преследовать и пресекать казнокрадство, взяточничество и хищения чиновниками, а также другие преступления, носящие антигосударственный и антиобщественный характер. «Во всех тех делах фискалам надлежит только проведывать и доносить, и при суде обличать, а самим ни чем ни до кого также и в дела глас о себе имеющия, отнюдь ни тайно, ни явно не касаться под жестоким штрафом, или разорением и ссылкою…»

Фискалы должны были также надзирать за исполнением законов. Они принимали доносы от частных лиц, имели право являться во все учреждения, заведения и другие места и требовать на просмотр все дела и документы. Они обязательно присутствовали при отобрании денег в доход государства.

О проделанной работе, обо всём, что фискалам удалось узнать в процессе своей деятельности, они доносили в Сенат. Если донос оказывался верным, то половина штрафа, взимаемого с нарушителя, шла в пользу казны, четверть отдавалась «тому фискалу, чрез чьё изыскание штрафные деньги взяты будут», а оставшиеся отдавались «на раздел общий» провинциал-фискалу.

В случае неправильного доноса указом предписывалось «…в вину ему [фискалу] не ставить, (ибо невозможно о всём оному аккуратно ведать)», если же все доносы фискала были не верны, но учинил он их «ни для корысти или злобы: то взять штраф с него лёгкой, дабы впредь лучше осмотряся доносил». За заведомо ложный донос фискал мог подвергнуться судебному преследованию.

Фискальная служба являлась сугубо тайной, поэтому она была весьма непопулярной в общественном мнении и слабо влияла на создание обстановки законности и правопорядка. К тому же фискалы всех рангов не получали материального обеспечения от казны, существовали за счёт «собственных кормовых», а это вело к поборам, взяточничеству и иным злоупотреблениям.

В соответствии с Указом Петра I от 12 (23) января 1722 г. «О должности Сената» в России появилась прокуратура - государственно-правовой институт, орган наблюдения за законностью действий должностных лиц и охраны государственных интересов, возглавлявшаяся генерал-прокурором . Цель учреждения прокуратуры состояла в осуществлении гласного контроля за соблюдением законности в деятельности центральных и местных органов государственной власти, предупреждение возникновения преступлений в среде чиновников.

По мере развития органов прокуратуры должность фискалов постепенно была упразднена.

Лит.: Копылова О. П. Прокурорский надзор. Тамбов, 2007; Платонова Н. В. Государственный контроль (фискалитет) в России и русское общество в первой четверти XVIII века. Автореф. дис. … к. ист. н. М., 2000; Полиевктов М. А. Проект бар. Гюйсена об учреждении в России фискал-коллегии (1713). М., 1914.

См. также в Президентской библиотеке:

Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года.СПб., 1830. Т. 5 (1713-1719). № 2786. С. 89 ;

Фискалы // Энциклопедический словарь / под ред. проф. И. Е. Андреевского. Т. 36. СПб., 1902. С. 41-42 .

Фискалат

Как указывалось выше, одновременно с организацией в 1711 году Сената была созданы должности фискалов. Впоследствии рядом указов была организована целая система фйскалата, завершенная в 1717 году. Фискалат первоначально должен был бйть органом тайного надзора.

В указе 5 марта 1711 г. предлагалось Сенату «выбрать обер-фискала , человека доброго и умного (из какого чина ни есть)». Здесь содержалось и определение его обязанностей: «должен он над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, також в сборе казны и прочего, и кто неправду учинит, должен фискал позвать его пред Сенат (какой высокой степени ни есть) и там его уличить». При успешности уличения половина штрафа с обвиненного шла в пользу фискала, неуличение не должно было «фискалу в вину ставить, ниже досадовать, под жестоким наказанием и разорением имения».

Под ведением обер-фискала должны были состоять провинциал-фискалы, а под ними «несколько нижних», которые «во всем таку ж силу и свободность имеют, как и обер-фискал, кроме одного, что вышнего судью или генерального штаба на суд без обер-фискала позвать не могут».

В начале 1712 года было указано, что фискалы ставятся под ведомство Сената, утверждалась их самостоятельность по отношению к губернаторам.

Петр угрожал сенаторам казнью, если они не будут рассматривать «фискальских доносов».

Не довольствуясь этим, Петр передавал эти доносы на рассмотрение и для производства о них розысков доверенным лицам, а именно - в так называемые «майорские канцелярии», позднее в тайную канцелярию

Указ 1715 года о «должности» фискала устанавливал более точно круг ведения и состав фискалата. При обер-фискале, а также при губернских (провинциальных) и городских фискалах учреждались по четыре должности помощников, из которых двое от купечества, «дабы могли тайно ведать купеческое сословие». Функции фискалов были определены так. «Действие же их сие есть - взыскание всех безгласных дел, то есть: 1) всякие преступления указов; 2) всякие взятки и кража казны и прочее, что ко вреду государственному интересу быть может, каково б оное имени ни было; 3) також и прочие дела народные, за которых нет челобитчиков, например, ежели какого приезжего убьют или наследник последний своей фамилии во младенчестве умрет без завету духовной предков его и прочие тому подобные безгласные дела, иже не имеют челобитчика о себе».

Этим указом значительно ограничивалась безнаказанность фискальских донесений. Сумма штрафа, идущая в пользу фискала, уменьшается до ^четверти. Теперь фискалы должны были проведывать о всех делах не только тайно, но и явно.

С учреждением коллегий все фискальские дела перешли из Сената в юстиц-коллегию, при которой состоял и обер-фискал. Согласно Генеральному регламенту при каждой коллегии также учреждались фискалы.

Генеральный регламент устанавливал, что в случае, «если он (фискал) за президентом (коллегии), или «то внебытность его. управляет, что противное увидит, о том должен донести генеральному фискалу».

Однако в это время и вплоть до 1723 года при Сенате не было генерал-фискала. С 1723 года генерал-фискал состоял при Сенате и числился в более высоком служебном ранге, чем ранее состоявший при сенате обер-фискал

При создании прокуратуры органы фискалата были подчинены надзору генерал-прокурора. Однако после назначения генерал-фискала последовал указ о том, чтобы все фискальские доношения направлялись этому последнему. До конца царствования Петра оба института существовали параллельно, причем в ряде случаев деятельность органов прокуратуры основывалась на фискальских материалах.

Фискалат в целом был упразднен Верховным тайным советом в 1729 г. путем увольнения наличных фискалов без назначения новых. Впрочем, остались фискалы «для купецких дел», а также военные фискалы.

Прокуратура как орган надзора

В январе 1722 года был назначен генерал-прокурор при Сенате, а в апреле того же года была издана «должность генерал-прокурора».

В ней точно перечислены функции генерал-прокурора Сената и обязанности его помощника, обер-прокурора. Здесь в первом же пункте подчеркивалось, что генерал-прокурор должен осуществлять надзор за деятельностью Сената. «Генерал-прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил, и во всех делах, которые сенатскому рассмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по регламентам и указам отправлял...».

Тут подчеркивалась и необходимость проверки исполнения. Генерал-прокурор должен «накрепко смотреть, чтобы в Сенате не на столе только дела вершились, но самым действом по указам исполнялись, в чем он должен спрашивать у тех, кто на что указы получил, исполнено ль по них в такое время, в которое начало и совершенство оного исполнено быть может; и буде не исполнено, то ему ведать надлежит, для какой причины, невозможность ли какая помешала, или по какой страсти, или за леностью, и о том немедленно Сенату предлагать должен, для чего повинен иметь книгу, в которой записывать на одной половине, в которой день какой указ состоялся, а на другой половине записывать, когда, что по оному указу Исполнено, или не исполнено, и для чего, и прочие обстоятельства нужные вносить».

Пункт 2 предписывал в случае установления неисполнения Сенатом своих обязанностей «в тот же час... предлагать Сенату явно, с полным изъяснением, в чем они или некоторые из них не так делают, как надлежит, дабы исправили; а ежели не послушают, то должен в тот час протестовать, и оное дело остановить, и немедленно донесть нам, если весьма нужное...».

Закон предостерегает генерал-прокурора, что «ежели (он) какое неправое доношение учинит по какой страсти, то будет сам наказан по важности дела».

Закон устанавливает: «генерал и обер-прокуроры ничьему.суду не подлежат, кроме нашего». Однако у Сената остается право ареста при отлучке государя этих чинов и учинения над ними розыска в случае их измены (п. 9).

Генерал-прокурору принадлежит важное право законодательной инициативы в случае отсутствия «ясных указов» по каким- либо вопросам.

Пункт 11, как бы резюмируя все сказанное об обязанностях генерал-прокурора, указывает, что «сей чин, яко око наше и стряпчий о делах государственных», должен во всем «верно поступать». В противном случае, «перво на нем взыскано будет, и ежели в чем поманит, или инако каким образом ни есть должность свою ведением или волею преступит, то, яко преступник указа и явный разоритель государства, наказан будет».

Как бы опасаясь, что генерал-прокурор ввиду такой угрозы будет воздерживаться в сомнительных случаях от донесений, законодатель устанавливает безнаказанность всего, сделанного им не умышленно, а по ошибке: «понеже лучше доношением ошибиться, «ежели молчанием»

Генерал-прокурору была подчинена сенатская канцелярия и все делопроизводство.

Как было указано выше, органы фискалата должны были подчиняться генерал-прокурору. «Генерал-прокурор должен от фискалов доношения, о чем их должность есть... примать и предлагать сенату и инстиговать; также за фискалами смотреть и ежели что худо увидит - немедленно доносить сенату» (п. 4 «должности генерал-прокурора»)

В такое же отношение к прокурорам, состоящим при коллегиях и других учреждениях, ставились состоявшие при тех же учреждениях фискалы. В случаях бездействия прокуроров фискалы обязаны были доносить о том обер-фискалу, а тот - генерал-прокурору.

В 1722 году Сенату было велено выбрать, кроме генерал-прокурора также обер-прокурора для нахождения при нем и прокуроров, состоявших при всех коллегиях. При этом было разрешено выбирать кандидатов «из всяких чинов, понеже дело нужно есть».

В этом же году были назначены прокуроры при надворных судах, а затем при губернских учреждениях.

Прокуроры обязаны были следить за исполнением законов со стороны присутственных мест, напоминать судьям о их обязанностях и останавливать их несправедливые распоряжения. Для этого они присутствовали в заседаниях тех учреждений, при которых находились.

Прокуроры своим протестом останавливали решения присутственных мест и обязаны были доносить об этом генерал- прокурору не позже трех дней.

Состоя при отдельных учреждениях и наблюдая за законностью их действий, прокуроры не имели своей особой сферы деятельности. Надо подчеркнуть, что вне компетенции прокуроров лежало уголовное преследование как особый акт правительственной власти. Прокуроры наблюдали за течением уголовных дел таким же образом, как и за всеми другими делами, производившимися в различных учреждениях.

До упразднения фискалата можно еще говорить о некотором руководстве прокурорами «обвинительной» деятельностью фискалов, обязанных доносить о всяких преступлениях. Но с упразднением фискалата и прокуроры перестали в какой-либо мере влиять на возбуждение уголовного преследования. Оно находилось в руках полиции и судей-следователей.

Все чины прокуратуры не стояли в иерархической зависимости друг от друга, они непосредственно подчинялись генерал- прокурору. Они являлись как бы «оком генерал-прокурора» на местах, от него получали указания. Он обязан был «смотреть над всеми прокуроры, дабы в своем звании истинно и ревностно поступали, а ежели кто в чем преступит, то оных судить в Сенате»

Помимо Сената, ни присутственные места, ни даже генерал- прокурор не могли подвергать прокуроров взысканиям. На практике эта независимость иногда нарушалась удержанием жалованья у провинившихся, но Сенат рассматривал это, как уклонение от законного порядка и подтверждал привилегированную подсудность прокуроров.

За взятки или другое нарушение закона прокуроры подлежали строжайшему взысканию. За умышленные преступления в зависимости от тяжести вины они подлежали или смертной казни, или ссылке на каторгу с вырезанием ноздрей и конфискацией всего имущества. За неумышленные нарушения законов первые два раза прокуроры подвергались штрафу, а в третий раз - конфискации половины имущества и каторжным работам.

22 февраля 1711 г. Петр I учредил Правительствующий Сенат, заменивший Боярскую Думу. “Об учреждении Правительствующего Сената и по два комиссара из губернии “для спросу” и денежных сборах и дела финансового управления”.

Сенат, состоявший из 9 членов, был высшим правительственным учреждением в стране, но вся законодательная власть принадлежала царю. Этот орган власти разрастался, и к концу царствования Петр перешел к иным формам контроля над этим органом. Вместо дежурных штаб-офицеров гвардии он назначил при Сенате высшего чиновника - генерал-прокурора.

17 марта 1711 г. – “О поручении Правительствующему Сенату положения об устройстве государственных доходов…” с предписанием “денег как возможно собирать… и … учинить фискалов во всяких делах”.

Фискалы подчинялись только особому лицу, находившемуся при Сенате – генерал-обер-фискалу.

Жалованье фискалам не полагалось. Если они могли доказать вину подозреваемого, то последнего ждал крупный штраф. Половина денег шла фискалу, а другая – в казну. Если же донос не был доказан, доносчика не наказывали.

Общество с самого начала не приняло фискалов.

Да и взяли они больно круто – через год пожаловались царю на сам Сенат!

Наибольшую активность среди них проявлял выходец из народных низов Алексей Нестеров. Этот бывший крестьянин смело бросался на родовитых аристократов, уличая их в казнокрадстве и непорядочности.

Нестеров не побоялся схватиться с любимцем Петра князем Яковом Долгоруковым, славившимся своей неподкупностью. С фактами в руках фискал доказывал, что князь уклоняется от уплаты налогов, присваивает государственные земли, занимается сомнительными коммерческими аферами… Петр Нестерова ставил в пример другим фискалам и всячески ему благодетельствовал. А тот старался изо всех сил. В конце концов Нестеров уличил в коррупции своего начальника – самого обер-фискала Желябужского.

Петр рвал и метал. На место Желябужского он поставил Нестерова с указом провести чистку среди фискалов. Нестеров рьяно взялся за дело. Уже вскоре он мог доложить царю, что новый аппарат сформирован и приступает к работе.

С 1714 г. возник особый институт фискалов, которые должны были бороться со злоупотреблениями чиновников.

Петр I учредил должность генерал-фискала и его помощника - обер-фискала. Им были подчинены фискалы в губерниях и городах.

В1715 г. Для контроля за самим Сенатом был назначен специальный генерал-ревизор. Естественно, что на все эти посты Петр I назначал своих любимцев. Так, генерал-прокурором стал П.И.Ягужинский, генерал-обер-фискалом Нестеров.

Разоблачения сыпались друг за другом. Самые громкие процессы 10-х – начала 20-х годов были инспирированы фискалами. Жертвами Нестерова стали:

брат Якова Долгорукова Григорий,

сенатор князь Волконский,

астраханский губернатор Артемий Волынский,

сибирский губернатор князь Матвей Гагарин… Последнего повесили в марте 1721 года на глазах ближайших родственников, царя, министров, чиновников…

Нестеров находился на вершине славы. Петр наградил его орденами и крепостными. Но вдруг грянул гром. Оказалось, что Только один Нестеров принес ущерб на сумму в 300 тысяч рублей.

Утром 24 января 1724 г. совершены были казни обер - фискала Нестерова и его трех товарищей - фискалов, обвиненных в страшнейшем взяточничестве. Казни были совершены на Васильевском острове, против здания Коллегий (сейчас здание С. - Петербургского университета).

Перед высокой виселицей, на которой так недавно еще висел князь Матвей Гагарин, устроили эшафот; позади него возвышались четыре высоких шеста с колесами, спицы которых на пол-аршина были обиты железом. Шесты эти назначались для взоткнутия голов преступников, когда тела их будут привязаны к колесам.

Когда декорации были готовы, стеклась публика, большую часть ее составляли канцелярские и приказные чиновники, получившие строжайшее повеление непременно быть при казни …

Государь со множеством вельмож смотрел из окон ревизион - коллегии.

Все три старца - фискала один за другим мужественно сложили головы на плахе.

Мучительнее всех была казнь Нестерова.

Его заживо колесовали: раздробили сперва одну руку, потом ногу, потом другую руку и другую ногу. После того к нему подошел один из священников и стал его уговаривать, чтобы он сознался в своей вине, то же самое от имени Императора сделал и майор Мамонов. Государь обещал в таком случае оказать милость, т. е. Немедленно отрубить голову. Но обер - фискал с твердостью отвечал, что все уже высказал, что знал и затем, как и до колесования, не произнес более ни слова. Наконец его, все еще живого, повлекли к тому месту, где отрублены были головы трем другим, положили лицом в их кровь и также обезглавили. Девять человек получили каждый по пятидесяти ударов кнутом, четверым из них щипцами вырвали ноздри …”

В результате реформ центрального и местного аппарата управления образовалась огромная армия чиновников. И чем больше и многочисленней был этот аппарат, тем в большей мере он был подвержен болезни, которая свойственна любой бюрократии -коррупции (взяточничеству и казнокрадству), которая особенно разрастается в условиях бесконтрольности и безнаказанности. Поэтому Петр I был озабочен поисками форм контроля за деятельностью госаппарата. Эти формы были многообразны: ведомственный контроль коллегии за деятельностью их местных уполномоченных; контроль Сената за всем аппаратом, в том числе и коллегиями; ревизион-коллегия осуществляла финансовый контроль и проверку счетов. Но этого было недостаточно. Поэтому в 1711 г. учреждаются должности фискалов во главе с генерал-фискалом и его помощником обер-фискалом (от лат. fiscus - государственная казна). Фискалы призваны были оберегать казну путем вербовки агентуры в госучреждениях и выявления оперативным путем взяточников и казнокрадов. В 1715 г. специальным указом царь установил, что за донос на взяточника и казнокрада, а также на тех, кто злоумышляет против государства, доносчик в случае подтверждения его доноса получит половину имущества виновного, а холоп, донесший на своего господина, - вдобавок еще и волю. В стране поднялась такая волна доносов, что в 1718 г. царю пришлось издать указ о том, чтобы “подметные письма” (доносы) сжигали на том месте, где их обнаружили, не распечатывая и не читая. Дело в том, что доносчики, опасаясь нередких в таких случаях пыток, подбрасывали анонимки (“подметные письма”) к дверям государственных учреждений или церквей. Тогда в 1722 г. Петр 1 издал указ об учреждении должности генерал-прокурора (“ока государева”). Генерал-прокурору были под-чинены обер-прокуроры в Сенате и в Синоде, прокуроры в коллегиях и в губерниях. Они должны были присутствовать на заседаниях тех учреждений, при которых они были учреждены и осуществлять гласный общий надзор за законностью и исполнением указов и повелений императора и Сената. Однако, поскольку генерал-прокурору был подчинен институт фискалов, то прокуратура руководила и негласным агентурным надзором. А за всеми учреждениями, в том числе и Сенатом, и Синодом, и прокурорами, и фискалами наблюдало “недремлющее око” Тайной канцелярии.

Но ничто не помогало. Взяточничество и казнокрадство процветало. Так, уличен был во взятках и казнен сам обер-фискал Нестеров. Казнен сибирский губернатор князь Гагарин, умудрившийся украсть бриллианты, купленные в Китае для жены Петра I, пока их везли через Сибирь. А на царского фаворита князя Меншикова был сделан начет (царь обязал вернуть украденное) в размере почти годового бюджета Российской империи.

ФИСКАЛ

ФИСКАЛ

(лат. fiscalis - казенный). 1) должность учрежденная Петром 1-м для тайных наблюдений за правительственными лицами. 2) стряпчий, законный надзиратель, наблюдающий за исполнением законов в Лифляндии и Курляндии. 3) доносчик, наушник, шпион.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ФИСКАЛ

должность для надзора за чиновниками, учрежденная Петром I ; ф-ы должны были доносить о всех неправильностях в применении закона должностными лицами и о всех злоупотреблениях власти, за что получали известную часть денежного взыскания, налагаемого на виновных. Эта должность была упразднена императрицей Екатериной II .

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

ФИСКАЛ

лат. fiscalis , от fiscus , фиск. а) Шпион, доносчик. b ) Чиновник, ходатайствующий по казенным делам в Курляндии.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Фиска́л

(лат. fiscalis казенный)

1) должностное лицо в России в 18 в., в обязанности которого входило тайное наблюдение за исполнением правительственных распоряжений;

2) доносчик, ябедник.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Фискал

фискала, м. [от латин. fiscalis – казенный ]. 1. В эпоху Петра 1 – должностное лицо, надзиравшее за законностью действий правительственных учреждений и лиц, гл. обр. в области финансовой и судебной (истор.). 2. перен. Доносчик, ябедник (разг. презрит.).

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Фискал

а, м. , одуш. ( польск. fiskał юрист, прокурор лат. fiscālis казенный).
1. ист. При Петре I: чиновник, наблюдавший за законностью действий учреждений и лиц, гл. обр. в области финансовой и судебной.
2. перен. , разг. неодобр. Ябедник, доносчик.
Фискалить (разг. неодобр. ) - быть фискалом, ябедничать.
Фискальный - относящийся к фискалу 1, 2, фискалам.
|| Ср. сикофант .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ФИСКАЛ" в других словарях:

    Чиновник, доказчик, изветчик, осведомитель, наушник, соглядатай, ябеда, ябедник, доносчик, доноситель Словарь русских синонимов. фискал см. доносчик Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Ал … Словарь синонимов

    ФИСКАЛ, в 1711 29 государственный служащий для надзора за деятельностью (гл. образом финансовой) государственных учреждений и должностных лиц. Возглавлялись обер фискалом (с 1723 генерал фискал), подчинённым генерал прокурору. (В переносном… … Русская история

    В России в 1711 1729 гг. государственный служащий для надзора за деятельностью (главным образом финансовой) учреждений и должностных лиц. Возглавлялись обер Ф. (с 1723 г. генерал Ф.), подчиненными генерал прокурору … Юридический словарь

    Большой Энциклопедический словарь

    ФИСКАЛ, фискала, муж. (от лат. fiscalis казенный). 1. В эпоху Петра I должностное лицо, надзиравшее за законностью действий правительственных учреждений и лиц, гл. обр. в области финансовой и судебной (ист.). 2. перен. Доносчик, ябедник (разг.… … Толковый словарь Ушакова

    ФИСКАЛ, а, муж. 1. При Петре I: чиновник, наблюдавший за законностью действий учреждений и лиц, гл. обр. в области финансовой и судебной. 2. перен. Ябедник, доносчик (разг.). | жен. фискалка, и (ко 2 знач.). | прил. фискальский, ая, ое. Толковый… … Толковый словарь Ожегова

    Муж. фискалка жен., лат. пристав, законный надзиратель; прокурор, стряпчий; | шпион, лазутчик, переносчик, наушник. Фискальное дело, фискальство ср. фискальные доходы, сбор, по обложенью внутреннего производства, напр. с вина, с соли, табаку.… … Толковый словарь Даля

    В России в 1711 29 государственный служащий для надзора за деятельностью (главным образом финансовой) государственных учреждений и должностных лиц. Возглавлялись обер фискалами (с 1723 генерал фискалы), подчиненными генеральному прокурору. В… … Политология. Словарь.

    Фискал - (от лат. fiscalis казенный; англ. fiscal) 1) в России с 1711 г. должность чиновника в системе органов, осуществлявших административно финансовый и судебный надзор, введенная Петром I для борьбы со злоупотреблениями должностных лиц в гос ном… … Энциклопедия права

    ФИСКАЛ - в России в 1711 1729 гг. государственный служащий, осуществлявший надзор за деятельностью (главным образом финансовой) государственных учреждений и должностных лиц … Юридическая энциклопедия